Методическое пособие

21:30 | 31 декабря 2020
Особенности детской целевой аудитории
для воспитателей групп дошкольных образовательных учреждений по формированию экологической грамотности "Вовлечение в процесс природоохранной деятельности учащихся школ и воспитанников детских садов" Авторы: Инютина Е.А., Шкандрет В.Ю.

 

 

 

 

Белгород, 2020г.Аннотация
Вовлечение в процесс природоохранной деятельности учащихся школ и воспитанников детских садов. Формирование у детей экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей среде: парки, леса, водоемы, поля, луга. Сочетание знаний по проблемам загрязнения окружающей среды, задачам раздельного сбора мусора, механизму переработки мусора с практической деятельностью позволит воспитать у детей экологическую культуру. Большой вклад в дело экологического воспитания детей внесут привлекаемые к урокам экологии ученые, представители экологических организаций, специалисты мусороперерабатывающих и мусоросортирующих предприятий, а также выездные занятия на природе рядом с полигонами ТБО. Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся будет достигнута при осуществлении всех форм обучения: классная и внеклассная работа, привлечение детей к разработке новых способов утилизации и переработки мусора, практические занятия по раздельному сбору мусора. Эти формы обучения активизируют познавательную деятельность детей, воспитывают бережное отношение к природе.    Сформировать у детей представление о проблемах, вызванных бытовыми отходами, их отрицательным воздействием на здоровье человека, определение основных путей их решения.Расширить представление у детей о раздельном сборе мусора, о необходимости раздельного сбора мусора и за пределами детского учреждения.  Научить детей ставить цель, проводить биологические наблюдения и простые эксперименты, вести дневник своих наблюдений за природой, анализировать полученные данные, высказывать свои соображения, делать выводы. Разрешать детям договариваться о совместных действиях, слышать друг друга.Воспитывать у детей уверенность в себе, в своих интеллектуальных возможностях. Расширять кругозор методом анализа многовекового  опыта всего человечества.Формировать у детей бережливое отношение к окружающей среде путем развития основ экологической культуры.В содержание методического пособия будут включены следующие части: 1. История появления пластика.2. Влияние загрязнения окружающей среды на человека.3. Глобальное потепление климата4. Общие принципы утилизации мусора.5. Пути уменьшения отходов деятельности человека.6. Анализ мирового опыта уменьшения вредных выбросов, пластикового мусора.7. Альтернативные упаковочные материалы.8. Выводы.
Часть 1. История появления пластика
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. В 1751 году в своей работе «Слово о пользе химии»  М.В. Ломоносов изложил  значение и задачи химии для развития промышленности. До синтеза пластика осталось сто лет. Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал её паркезин (позже получило распространение другое название — целлулоид). Паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году. Целлулоид нам знаком по мячикам для настольного тенниса. Американец Джон Хайт с чисто американской деловитостью основал компанию и стал производить  массу  бытовых предметов  из целлулоида. К сожалению, материал оказался высоковоспламеняемым и широкого применения не получил.Первый полностью синтетический пластик был разработан Лео Беикеландом в США в 1907 году. Он приступил  к поиску синтетического заменителя  для шеллака. Это воскообразное вещество, выделяемого тропическими насекомыми, применялось для производства граммофонных  пластинок. Ученый  синтезировал  жидкое вещество, напоминающее смолу, которое после  охлаждения  приобретало  чудесные свойства. Изделия из него были прочными и были стойкими к  кислотам и щелочам.    Запомним: 1907 год, пластик начал свой путь по планете.    Потребитель принял синтетическую одежду  и пластиковую посуду с радостью. О проблемах, которые возникнут через сто лет, никто и подумать не мог. Началась эпоха глобализации. Самым гениальным  созданием  того периода считаю создание пищевой пластиковой посуды. Такая посуда очень быстро получила распространение в США. Сначала она была разовой. Ученые постоянно усовершенствовали её, и посуда стала посудой длительного пользования. Главный вопрос, который волновал, волнует и будет волновать всех потребителей, это безопасность пищевой пластиковой посуды. Производители не скрывают, что пищевой пластик, который является основным материалом для производства — это химически опасное вещество. Казалось бы, что этот факт должен был поставить крест на производстве пластиковой одноразовой посуды. Но это пока не произошло…  Пищевой пластик опасен  только своими  парами. Иными словами, пищевой пластик может быть опасен только в том случае, если  нарушить правила его использования. Более понятным языком, что человеку нужно съесть пищу вместе с  контейнером, чтобы почувствовать недомогание. Этот эксперимент  показал, что пищевая пластиковая посуда  безопасна. Одноразовая посуда, пакеты, упаковка, бутылки и различные емкости - самые распространенные виды пластикового мусора, который мы «производим» каждый день. Лишь пять процентов от его объема в конечном итоге подвергается переработке и используется повторно в быту и промышленности. Пластик наносит серьезный ущерб окружающей среде, начиная с его производства и заканчивая утилизацией. Заводы, выпускающие пластиковые изделия, выделяют в атмосферу до 400 миллионов тонн углекислого газа в год. Примерно 800 видов животных сегодня находятся под угрозой вымирания из-за поедания и отравления пластиком. Одноразовые пакеты забивают канализационные системы городов и создают угрозы наводнений, пластмассовый мусор засоряет берега и прибрежные зоны, предназначенные для  отдыха, нанося урон туристический отрасли. Известно, что пластик разлагается от  двух сотен  до тысячи лет. Попадая  в  землю, пластмассы  распадаются  на  мелкие  частицы (микропластик)  и  начинают  выбрасывать  в  окружающую среду химические  вещества, добавленные  в  них при производстве, попадая  в  воду, воздух, разносятся  по  всей  планете. А  мы  с  вами все  это  вдыхаем, пьем, едим. Через грунтовые  воды  микропластик  просачивается  к  ближайшим источникам  воды, оттуда  -  в  Мировой  океан.  По  данным экологов  ООН,  каждый  год  в  океан  попадает  около  13 миллионов  тонн  пластиковых  отходов. К сожалению, эта  цифра  постоянно  растет.Попытки  остановить  катастрофическую  тенденцию  велись еще  с  середины   XX века. Уже тогда экологи били тревогу о  растущем  «Большом мусорном пятне», которое в настоящее время по разным  оценкам  покрывает  до  одного процента Тихого океана.По  прогнозам  британского  фонда Эллен Макартур к 2025 году  на  каждые  три  килограмма  рыбы  в  Мировом  океане будет  приходиться  по  килограмму мусора, а к 2050 году масса отходов будет выше, чем  совокупный  вес  всей  рыбы на  Земле.Пластик  составляет  80  процентов  всего  мусора  в  Мировом океане. Под  воздействием  солнечных  лучей  и  соленой воды  он  распадается  на  мелкие  частицы.  Микрогранулы пластика накапливают стойкие токсические  вещества. Неразложившиеся пластиковые пакеты попадают в желудки морских  млекопитающих и птиц. Экологи подсчитали, что ежегодно  от  этого  погибают  десятки  тысяч  птиц, китов, тюленей, черепах. Животные  умирают  от  удушья  или  же неперевариваемый  мусор  накапливается  в  их  желудках и  приводит  к  болезням. В  результате  получается, что  те  же самые  отходы, которые  мы  выбрасываем, возвращаются к  нам  обратно  на  обеденный стол  вместе с едой или водой.Свои слова воспитатель подтверждает изображениями на экране, фотографиями погибших морских животных, статистическими данными.
                                               

Конец I-ой части

 

Директор
Контакты:
Инютина Елена Александровна
+7(905) 678-80-57
sckandret@mail.ru
Адрес:
ул. Макаренко, 30, Белгород, Россия
Шкандрет Юрий Евгеньевич
Заместитель директора
+7(961) 179-12-05
europa-ei@bk.ru
Адрес:
г.Белгород, пр. Ватутина, 32, о.2
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области
Документ DOCX, скачать 45.06 KB